Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "КАНАДА"

Руководитель: Ольга Владимировна Родионова
Штатных сотрудников: 2 человека

Наши аналитические статьи и обзоры
Российский рынок мобильной связи. В какие сети я попал?

Российский рынок мобильной связи. В какие сети я попал?

По данным исследовательской организации Wireless Intelligence, основанной Всемирной GSM ассоциацией, за 2006 год количество новых подключений достигло 484 миллионов, из которых около 41% пришлось на абонентов из Азиатско-Тихоокеанского региона, 30% - на жителей Латинской Америки и Восточной Европы, 10% - на Африку (по материалам http://www.umity.ru/?rubric=58&id=2533 ). При этом по темпам прироста абонентов за год Россия заняла третье место после Китая и Индии. В десятку стран также вошли США, Пакистан, Украина, Бразилия, Индонезия, Нигерия и Бангладеш.

В настоящее время во всех субъектах РФ функционируют те или иные мобильные операторы, которых всего в России 115. В 2006 году Министерством информационных технологий и связи РФ было выдано 42 млн. телефонных номеров для мобильных операторов (по материалам http://www.connect.ru/newsdetail.asp?id=8605).

По оценкам аналитиков, наблюдающих за российским рынком мобильной связи, совокупный прирост абонентской базы России составил 6,1 млн. человек (по материалам http://www.sota1.ru/week_news.php3?News_id=15088). Согласно данным Агентства политических и экономических коммуникаций и Института изучения новой экономики, количество абонентов сотовой связи в России в июне 2006 г. (по числу sim-карт) достигло 140,3 млн., увеличившись на 8,2 млн. В этот период уровень проникновения сотовой связи возрос до 96,6%.

При этом степень проникновения сотовой связи на московском рынке к концу 2-го квартала 2006 г. достигла 146,9%, на рынке Санкт-Петербурга и ЛО - 126,8%, на региональных рынках - 88%. По данным J'Son and Partners уже в июле 2006 года, количество абонентов сотовой связи в России составило 143 млн человек, а уровень проникновения достиг рубежа в 100% (по материалам: http://www.umity.ru/?rubric=58&id=2533. В августе 2006 года количество абонентов в России составило 145,4 миллиона человек, а уровень проникновения в целом достиг 102% (по материалам http://www.umity.ru/?rubric=58&id=2540. В ноябре этого же года мобильными телефонами пользуются уже 147 млн. человек, а уровень проникновения составил 103,5% (источник: http://www.connect.ru/newsdetail.asp?id=8605, по данным Мининформсвязи). Для сравнения отметим, что, по данным J’son & Partners и ACM Consulting, в декабре 2005 года число абонентов сотовой связи в России составляло 124,9 млн., а это 85% проникновения (источник: http://www.sota1.ru/week_news.php3?News_id=15088).

Диаграмма 1. Количество абонентов мобильных операторов России на конец 2-го квартала 2006 года, млн. чел.*

*Источник информации: по материалам ComNews.ru, данные Агентства политических и экономических коммуникаций и Института изучения новой экономики, http://www.umity.ru/?rubric=58&id=2533

Следует отметить, что операторы зачастую заявляют цифры проникновения выше, чем они есть на самом деле ввиду методической ошибки при подсчете проданных sim-карт. С учетом того, что существуют абоненты, которые отключились, а также достаточно большая группа абонентов, у которых по две, иногда и больше sim-карт, можно утверждать, что средний уровень проникновения ниже заявляемого приблизительно на 40-45% или ниже в 1,5-2 раза (по материалам SNews, источник: http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2006/11/28/218907_3 и по материалам http://www.gsmnet.ru/n/2006/01/22/perspektivy-razvitiya-rossiiskogo-rynka-mobilnoi-svyazi.htm).

Безусловными лидерами рынка в стандарте JSM являются мобильные операторы так называемой «большой тройки»: ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС), ОАО «Вымпел Коммуникации» (Вымпелком) и ОАО «МегаФон» (Мегафон). Абонентские базы данных этих операторов на август 2006 года насчитывали 49,59 млн., 47,5 млн. и 27,45 млн. человек соответственно (по данным «J’son & Partners»,источник http://www.umity.ru/?rubric=58&id=2540). Тем не менее, на рынке мобильной связи в период с декабря 2005 по август 2006 гг. наблюдалась тенденция снижения доли операторов «большой тройки» за счет увеличения активности региональных операторов. Незначительно, но сократили свою долю компании МТС (-1,4%) и Вымпелком (-1,5%). Доля Мегафона, наоборот, увеличилась (на 0,8%). Доля же региональных компаний возросла на 3,8%.

Диаграмма 2. Доли рынка по операторам, %.*

*По данным аналитической компании «J’son & Partners», источник: http://www.umity.ru/?rubric=58&id=2540 и по данным компаний «J’son & Partners» и «ACM Consulting», источник: http://www.sota1.ru/week_news.php3?News_id=15088.

Максимальный прирост абонентской базы за период с августа 2005 года по август 2006 года наблюдался в известной региональной компании «Теле2», присутствующей в 12 субъектах РФ, - 143%, 95% прироста в восточно-сибирском «Байкалвесткоме», 66% в «Новой телефонной компании» Приморского края, 62% - в дочерней компании Сибирьтелекома «Енисейтелекоме». В то время как прирост абонентских баз у лидеров «большой тройки», МТС, Вымпелтелеком и Мегафон, составил 33%, 28% и 37% соответственно.

По оценке аналитической компании «J’son & Partners», совокупный прирост абонентов в августе 2006 года составил всего 2,1 млн. человек, в то время как в августе 2005 года прирост абонентов составил 4,8 млн. человек. Следует отметить, что годовые темпы прироста абонентской базы неуклонно сокращаются: с 106% в I квартале 2005 до 48% во II квартале 2006 г. Многие аналитики и игроки рынка говорят о насыщении российского рынка мобильной связи, пик роста которого пришелся на 2005 год – абонентская база выросла до 50,3 млн. человек, а по данным Миниформсвязи в 2005 году было произведено свыше 51 млн. подключений. Для сравнения отметим, что в 2004 году абонентская база России выросла до 38,3 млн. человек (по материалам http://www.umity.ru/?rubric=58&id=2540, http://www.sota1.ru/week_news.php3?News_id=15088, http://www.connect.ru/newsdetail.asp?id=8605 и http://www.gsmnet.ru/n/2006/01/22/perspektivy-razvitiya-rossiiskogo-rynka-mobilnoi-svyazi.htm.

Диаграмма 3. Прирост абонентских баз мобильных операторов за период август 2005 – август 2006 гг., %.*

*Источник: по материалам аналитической компании «J’son & Partners», http://www.umity.ru/?rubric=58&id=2540

Тем не менее, доходы операторов сохраняют устойчивый рост на уровне порядка 30 - 35% в год. Так, доходы от услуг подвижной связи в России в 2005 году составили порядка $10,43 млрд., это на 32% выше по сравнению с 2004 годом ($7,9 млрд.). В I полугодии 2006 года доходы мобильных операторов составили $6,2 млрд., что на 33% больше, чем за I полугодие 2005 года (по материалам http://www.umity.ru/?rubric=58&id=2540).

Диаграмма 4. Доли операторов в доходах и доли операторов в приросте доходов за год и, данные на полугодие 2006 года, в %.*

*Источник: Аналитическая компания «J’son & Partners», http://www.umity.ru/?rubric=58&id=2540

Как видно из диаграммы, за I полугодие 2006 года лидером рынка по доходам является ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС, 32%). В I полугодии 2006 года по сравнению с I половиной 2005 года доходы сотовых операторов увеличились на $1,6 млрд., 18% которых пришлось на МТС, по 35% - на ОАО «Вымпел Коммуникации» (Вымпелком) и ОАО «МегаФон» (Мегафон) и 12% - на региональных операторов. Доля МТС в общем приросте доходов сокращается, при этом растут доли Мегафона и региональных операторов. Операторы «большой тройки» демонстрируют сокращение темпов прироста доходов:*

*Источник: по материалам аналитической компании «J’son & Partners», http://www.umity.ru/?rubric=58&id=2540.

У региональных же операторов наблюдается рост как абсолютных, так и относительных показателей. Совокупная доля их доходов в годовом приросте выросла до 12%, как уже отмечалось выше, при этом темпы роста доходов достигли 30% в годовом исчислении. Данный факт объясняется относительно слабой насыщенностью некоторых из рынков, на которых работают региональные операторы, как, например, регионы Сибири, а также высокой активностью и успешной конкуренцией крупнейшего регионального оператора «Теле2» с общероссийскими сетями. Отметим, что на его долю приходится около 40% роста абонентской базы региональных операторов и 50% роста их доходов (по материалам компании «J’son & Partners», http://www.umity.ru/?rubric=58&id=2540).

Основные выводы.

• За 2006 год Россия заняла третье место по темпам прироста абонентов (после Китая и Индии).

• По данным на 2006 год в России нет ни одного субъекта, где бы ни действовали мобильные операторы, которых насчитывается по всей стране 115.

• По заявленным данным, на ноябрь 2006 года абонентская база РФ составляла порядка 150 млн. человек, при этом уровень проникновения мобильной связи в России составил 103,5%. С учетом методической ошибки расчета средний уровень проникновения составил от 51,75% до 69%, а при расчете среднего показателя – 60,6%.

• Несмотря на удерживаемые лидирующие позиции, общероссийские сети «большой тройки» медленно сокращают свою рыночную долю, уступая региональным компаниям.

• Высокий прирост абонентских баз продемонстрировали региональные операторы с развитыми сетями в более, чем десяти субъектах РФ и / или на слабонасыщенных территориях, например Сибири, Приморского края и проч.

• Несмотря на многочисленные утверждения аналитиков о насыщении российского рынка сотовой связи и факты, демонстрирующие снижение совокупного прироста абонентских баз в 2006 году, доходы операторов мобильной связи сохранили устойчивый рост порядка 30-35% в год. И здесь лидерами безусловно являются общероссийские игроки рынка, в первую очередь ОАО «Мобильные ТелеСистемы».

• В конце 2006 года государственной комиссией по радиочастотам было принято решение о выделении полос радиочастот сетям связи третьего поколения, получение лицензии на которые можно будет получить на конкурсной основе в первой половине текущего года (Источник информации: http://www.connect.ru/newsdetail.asp?id=8605). Очевидно, что к 2008 году конкурентная борьба за абонентов очень развернется между ныне существующими мобильными операторами и сетями связи третьего поколения.

ММЦ "Москва"

 Рейтинг@Mail.ru
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности