Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "РЯЗАНЬ"

Год основания: 2003 год
Руководитель: Зимин Алексей Александрович
Штатных сотрудников: 8 человек
Интервьюерская база: 100 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка климатического оборудования

Обзор российского рынка климатического оборудования

Климатическое оборудование обеспечивает регуляцию температуры и уровня влажности в помещении, способствуя повышению комфорта. Объем российского рынка климатического оборудования приближается к 1 млрд. долларов США. На долю России приходится 12-15% от общего объема климатического оборудования, реализованного на европейском рынке. В денежном выражении это соответствует 700-950 млн. долларов США (см. «Газета» № 93 от 02.06.2006 / http://www.gzt.ru/hi-tech/2006/06/01/211111.html).

На рынке климатического оборудования выделяются два основных сегмента: кондиционеры и отопительное оборудование. Рассмотрим каждый из этих сегментов. Российский рынок оборудования для кондиционирования воздуха в 2005 году развивался темпами, превышающими рост мирового рынка. За год продажи увеличились на 17,5% - это рекордный показатель за всю свою историю российского рынка. Согласно исследованиям британского центра исследований BSRIA, российский рынок кондиционеров в денежном выражении на сегодняшний день составляет более 600 миллионов евро. По прогнозам экспертов, до 2009 года темпы роста общего рынка кондиционирования в России будут составлять порядка 23% ежегодно, тем самым обеспечивая наиболее высокие темпы роста в Европе (см. http://www.svdelo.ru/magazin/detail/detail_print.htm?itemid=229476).

По объему продаж систем, предназначенных для охлаждения воздуха, Россия занимает четвертое место в Европе. Продажи кондиционеров связаны с влиянием фактора сезонности - с наступлением лета для производителей кондиционеров и их дилеров начинается горячая сезонная пора. Кондиционеры подразделяются на два вида – бытовые и промышленные. К бытовым кондиционерам относятся аппараты мощностью до 7 кВт, применяемые для охлаждения небольших помещений площадью 15-80 кв. метров. К промышленным относятся кондиционеры большой мощности, которые используются для охлаждения площадей от 100 кв. метров. Существует и промежуточный подвид - полупромышленные устройства, мощность которых составляет 7-25 кВт (см. «Газета» № 93 от 02.06.2006 / http://www.gzt.ru/hi-tech/2006/06/01/211111.html).

Из общего объема продаж кондиционеров на российском рынке 75% приходится на бытовые кондиционеры, 25% — на полупромышленные и промышленные кондиционеры (см. рисунок 1).

Рисунок 1.
Доли продаж бытовых, полупромышленных и промышленных кондиционеров на российском рынке (по данным, приводимым журналом «Свое дело»)

Источник: http://www.svdelo.ru/magazin/detail/detail_print.htm?itemid=229476

По конструктивному исполнению кондиционеры также делятся на два класса: моноблочные, состоящие из одного блока, и сплит-системы, состоящие из двух и более блоков. Оконный кондиционер менее удобен, чем сплит-система: он больше шумит и практически не оставляет выбора для места установки. Основными достоинствами оконных кондиционеров выступают низкая цена и простота установки. Сплит-системы состоят из двух блоков, один из которых (шумный узел – компрессор) вынесен на улицу. Кондиционер не привязан к оконному проему, и внутренний блок можно разместить практически в любом удобном месте. Основной спрос в России в настоящее время ориентирован на сплит-системы, за счет которых преимущественно растет рынок. На долю сплит-систем приходится более 70% продаж кондиционеров на российском рынке (см. рисунок 2.)

Рисунок 2.
Доли продаж моноблочных кондиционеров и сплит-систем на российском рынке, % от объема в натуральном выражении

Источник: «Газета» № 93 от 02.06.2006 / http://www.gzt.ru/hi-tech/2006/06/01/211111.html

По фактору цены среди кондиционеров, представленных на современном российском рынке, выделяют три основных сегмента: экономичный сегмент (называемый также «бюджетным»), средний сегмент и элитный сегмент. Экономичный сегмент представлен преимущественно кондиционерами корейского производства – продукцией торговых марок Samsung , Daewoo, LG. В России кондиционеры этой группы можно назвать «народной маркой» - в настоящее время они занимают около 40% от общего объема продаж в натуральном выражении (см. рисунок 3). Стоимость корейских аппаратов колеблется от 250 до 800 долларов США - в зависимости от мощности и дополнительных опций.

Также к экономичному сегменту относится продукция китайских производителей, продажи которой в России характеризуются стабильной тенденцией к росту. Это такие торговые марки, как: Haier, Gree (Гонконг), Ballu (Тайвань), Midea, Chigo. Китайские производители недавно вышли на российский рынок, с ходу получив 5% этого рынка, основную ставку они делают на низкие цены – китайские кондиционеры в среднем на 20% дешевле корейских аналогов.

В экономичном сегменте представлены и российские бренды: совместная российско-корейская марка Rolsen, марка «Энергия» (кондиционеры российской компании «Энергия-Климат») и некоторые другие. Основным недостатком торговых марок кондиционеров экономичного сегмента является довольно большой процент брака (в среднем около 1%). Кроме того, у таких кондиционеров отсутствует защита от неправильной эксплуатации.

Продукция среднего ценового сегмента представлена европейскими торговыми марками (Argo, AirWell, DeLonghi), а также американскими (Carrier, McQuay, White-Westinghouse, York) и израильскими (Electra, Tadiran) торговыми марками. Доля кондиционеров средней ценовой категории на российском рынке составляет порядка 20%. Такая техника дороже продукции корейских производителей, цены на нее колеблются в районе 800-1200 долларов США. Однако по степени надежности и функциональности кондиционеры европейского и американского производства превосходят недорогие корейские аппараты. По параметру надежности кондиционеры среднего ценового сегмента почти не уступают кондиционерам элитного сегмента. Их основное отличие от элитной продукции состоит в упрощенной системе защиты от неправильной эксплуатации и несколько большем уровне шума.

Элитный ценовой сегмент составляют преимущественно кондиционеры японских торговых марок: Daikin, Fujitsu General, Mitsubishi Heavy, Mitsubishi Electric, Chofu, Fujitsu, Hitachi, Panasonic, Sanyo, Sharp, Toshiba. Японские кондиционеры занимают 35% российского рынка по объему продаж в натуральном выражении. Цена на кондиционеры элитного сегмента составляет свыше 1000 долларов США, к примеру, на технику марок Daikin или Mitsubishi Electric - 1200-1500 долларов США.

Большинство кондиционеров элитного сегмента имеет развитые системы самодиагностики и защиты, которые отключают кондиционер в случае неправильной эксплуатации, перегрузки или какой-либо иной опасной ситуации.

Рисунок 3.
Доли кондиционеров различных ценовых сегментов на российском рынке, % от объема продаж в натуральном выражении

Источник: http://www.vira.ru/exp/reviews/climatic11.html

Перейдем к рассмотрению второй составляющей российского рынка климатического оборудования – отопительному оборудованию. Основными видами отопительного оборудования являются: обогреватели, масляные радиаторы, конвекторы, длинноволновые обогреватели, тепловые завесы и некоторые другие. Наибольшее распространение в квартирах и офисах в настоящее время получили масляные (или маслонаполненные) радиаторы. Их преимущество - в невысокой температуре нагрева корпуса (около 60 градусов). Все масляные радиаторы снабжены термостатом, позволяющим автоматически поддерживать заданную температуру. Их мощность составляет 1,5 -2,5 кВт. На российском рынке наиболее известны масляные радиаторы торговых марок: DeLonghi, Tesy, Alpina, Omas, General, Ufesa и других.

Конвекторы представляют альтернативу масляным радиаторам. Их можно использовать в качестве основной, а также в качестве дополнительной системы обогрева помещения. Температура нагревательного элемента не превышает 130 градусов, при этом температура поверхности конвектора не превышает 90 градусов, что позволяет использовать их в детских комнатах. Основное отличие конвекторов от масляных радиаторов - возможность установки на стене.

Металлический или керамический нагревательный элемент обычных обогревателей обладает нагревательной эффективностью на расстоянии до 1 метра. Альтернативой спиральным обогревателям выступают карбоновые обогреватели, обладающие нагревательной эффективностью на расстоянии до 3-4 метров. По эффективности нагрева карбоновый обогреватель в 900 Вт эквивалентен обычному масляному электрическому обогревателю в 1800 Вт. Тепловые завесы призваны защищать от воздуха, который попадает внутрь отапливаемого помещения через двери и окна. Их используют в ресторанах, банках, супермаркетах, в медицинских учреждениях, а также в других помещениях, где большой поток посетителей не позволяет дверям быть всегда закрытыми. Наиболее популярные в Росси марки тепловых завес: Frico (Швеция), Pyrox (Норвегия), Termoscreens (Англия), «Тепломаш» (Россия).

Тепловентиляторы или тепловые пушки используются для ускоренного обогрева больших помещений.

Тепловентилятором называют бытовой обогреватель небольшой мощности, а тепловой пушкой - обогреватель полупромышленного применения мощностью от 2 кВт и выше. На российском рынке представлены тепловентиляторы следующих марок: «Тропик» (Россия), «Элара» (Россия), Frico, Finwik (Швеция), Pyrox (Норвегия), DeLonghi (Италия), General (Италия).

Из стационарного прямого электроотопления наиболее эффективными и современными являются длинноволновые (инфракрасные) обогреватели. Они устанавливаются на потолке. Инфракрасное отопление не создает конвекционных потоков, накопившиеся частицы пыли не поднимаются и не совершают круговорот по жилому помещению после включения отопления на полную мощность. Еще одним важным свойством тепловых лучей является возможность эффективной борьбы с отсыреванием стен, с плесенью и увлажнением. На российском рынке представлен модельный ряд инфракрасных обогревателей марок Frico (Швеция) и Pyrox (Норвегия) (см. http://www.vira.ru/exp/reviews/res_warm3.html).

В заключение обзора кратко опишем выделяемые экспертами перспективы российского рынка климатического оборудования (см. http://www.svdelo.ru/magazin/detail/detail_print.htm?itemid=229476; Литвинчук Г. (независимый эксперт) Российский рынок кондиционеров: результаты 2005 года). Современный рынок климатической техники в России, по мнению экспертов, можно считать сформированным. На рынке представлены все виды оборудования, модельные ряды обновляются практически одновременно с выходом их на заводах-производителях.

В ближайшие годы уровень спроса на бытовые кондиционеры будет оставаться достаточно высоким. Будет продолжаться рост продаж в секторе централизованных систем на основе крупного и среднего оборудования. Для этой тенденции сформированы как экономические (рост крупного капитального строительства), так и социально-технические предпосылки (подготовлены квалифицированные кадры для проектирования и обслуживания таких систем).

В скором времени российский рынок перейдет в профессиональную стадию, когда фирмы-однодневки исчезнут с рынка, из-за снижения стоимости бытовых кондиционеров заниматься исключительно их продажей будет невыгодно. На рынке останутся крупные компании, предлагающие полный комплекс услуг: проект - поставка оборудования – монтаж - сервисное обслуживание. Актуальной проблемой российского рынка климатического оборудования станет недостаток квалифицированных технических кадров. В ближайшем будущем за крупные объекты будут бороться только фирмы, имеющие необходимые технические кадры. Несмотря на то, что такие кадры подготовлены, при трехкратном росте рынка, предполагаемом в ближайшие 5-7 лет, прирост специалистов ожидается не более чем на 30%.

Одной из приоритетных задач для компаний, действующих на российском рынке климатического оборудования, в ближайшем будущем должно стать развитие комплекса сервисных услуг. Недостаточное внимание к вопросу сервиса не позволит компании работать с крупными клиентами, вытеснит ее в сужающийся сегмент рынка, где отсутствуют перспективы развития.

ММЦ "Москва"

 Рейтинг@Mail.ru
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности