Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ВАРНА"

Год основания: 2004 год
Руководитель: Герчев Герчо Анастасов

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка керамической и фарфоровой посуды

Обзор российского рынка керамической и фарфоровой посуды

Как отмечает ряд экспертов, емкость российского рынка посуды можно оценить достаточно условно, поскольку он является одной из составляющих рынка товаров для дома. На посуду приходится порядка трети от объемов рынка всех товаров для дома. Если объем рынка товаров для дома ежегодно составляет 1,6 - 1,8 млрд. долларов США, то на рынок посуды приходится 550 - 600 млн. долларов США.

На российском рынке посуды представлены изделия из различных материалов: металла, стекла, пластмассы. Однако, по мнению специалистов, фаворитом рынка остается керамическая и фарфоровая посуда.

Основные тенденции, наблюдаемые в настоящее время на российском рынке керамической посуды, характеризует ежегодное незначительное снижение объемов производства, сопровождающееся ростом цен на единицу продукции 1 .

Объем производства керамической посуды в России в 2004 году составил более 205 млн. изделий в натуральном выражении и 1 млрд. 690 млн. руб. в стоимостном выражении (см. рисунок 1).

Рисунок 1.
Объемы производства керамической посуды в России в натуральном и стоимостном выражении, 2001 – 2004 гг.

За период с 2001 по 2004 год прослеживается незначительное снижение объемов отечественного производства керамической посуды в натуральном выражении (более 1%), наряду с незначительным увеличением общей стоимости произведенных за год изделий (более 14%). Согласно экспертным оценкам, по отношению к ряду стран Запада, где китайские производители посуды существенно потеснили внутренних производителей, ситуация в России остается вполне терпимой.

Увеличение стоимости конечной продукции керамической посуды для отечественных производителей во многом связано с ростом цен на сырье (темпы которого в последние годы составляют 25-30%). Увеличение стоимости сырья, в свою очередь, в значительной мере вызвано ростом цен на энергоресурсы, транспортные перевозки, инфляцией.

На сегодняшний день 10-12% сырьевой базы для производства керамической посуды составляет импорт, практически целиком обеспечиваемый Украиной. Во многом такая ситуация связана с привлекательными ценами на украинскую глину. Так, если на территории Российской Федерации отпускная цена на тонну глины колеблется в пределах 10-60 долларов США (в зависимости от количества примесей), то украинская глина поставляется по цене 30-35 долларов США за тонну. При этом, как отмечают эксперты, глины российских месторождений зачастую уступают по качеству (содержанию вредных примесей, негативно влияющих на качество керамической и фарфоровой посуды) глинам месторождений Украины.

Конкурентоспособность украинских поставщиков сырья обеспечивается также имеющимися у них льготами на железнодорожные перевозки по территории Украины. Этот фактор является весьма значимым, поскольку годовые затраты на транспорт привозных глин, потребляемых, например, производственными предприятиями по выпуску керамической посуды в Московской области, составляют 73,6% от общей стоимости поставляемых глин.

В настоящее время в России керамическая и фарфоровая посуда производится на нескольких десятках предприятий, в том числе и на таких, где изготовление посуды является побочным производством. Ассортимент фарфоровых изделий, выпускаемых в России, превышает 2500 наименований. Рейтинг ведущих российских производителей фарфоровой посуды по итогам 2003 года выглядит следующим образом (см. таблицу 1).

Таблица 1. Рейтинг российских фарфоровых заводов по количеству выпускаемой продукции, 2003 г., тыс. изделий 2
Наименование предприятия Количество посуды за год
ЗАО ПКФ "Кубаньфарфор" (г. Краснодар) 54161
ЗАО "Конаковский фарфоровый завод" (Тверская обл.) 41843
ПК "Дулевский фарфор" (Московская обл.) 32191
ЗАО "Богдановический фарфоровый завод" (Свердловская обл.) 27078
ЗАО "Фарфор Вербилок" (Московская обл.) 10147
АООТ "Пролетарий" (Новгородская обл.) 6729
ОАО "Ломоносовский фарфоровый завод" (г. Санкт-Петербург) 4600

Лидером по количеству единиц выпускаемой продукции фарфоровой посуды в 2003 году являлась краснодарская фабрика "Кубаньфарфор", продукция которой широко известна в России и во многих зарубежных странах. Примечательно, что у этого предприятия, занимающего лидирующую позицию в производстве фарфоровой и фаянсовой посуды, в 2003 году динамика производства была отрицательной (по отношению к 2002 году (-5%)).

Вторую позицию занимал «Конаковский фарфоровый завод», также один из крупнейших производителей фарфора и фаянса в России, стоящий особняком по масштабам производства. На третьей строке рейтинга производственный комбинат «Дулевский фарфор» - один из крупнейших заводов Европы, специализирующихся на выпуске качественного фарфора для широких слоев населения. Замыкает четверку лидеров в производстве фарфоровой посуды «Богдановический фарфоровый завод», крупнейший производитель фарфора на рынке Урала и Сибири.

Два предприятия регионального значения: ЗАО «Фарфор Вербилок» и АООТ «Пролетарий», а также знаменитый «Ломоносовский фарфоровый завод», выпускающий элитную и малосерийную продукцию посуды из фарфора заняли нижние строчки рейтинга.

Характеризуя современную ситуацию со сбытом керамической и фарфоровой посуды на российском рынке, необходимо отметить, что, по оценкам ряда экспертов, годовой оборот рынка фарфоровой посуды в России в настоящее время составляет порядка 60 млн. долларов США. Рынок фарфоровой посуды условно можно разделить на три ценовых сегмента: посуда эконом-класса, посуда среднего ценовой категории и посуда верхней категории цен - высокохудожественный фарфор, в основном ручной работы. В некоторых случаях выделяется еще один ценовой сегмент - посуда «от кутюр», который находится между средним и элитным. В нижнем ценовом сегменте доминирует украинская и азиатская посуда. Средний ценовой сегмент представлен преимущественно посудой отечественного производства, китайского производства, а также производства некоторых европейских стран, в частности, Чехии. Верхний ценовой сегмент представлен в основном продукцией отечественных и европейских производителей (в частности, Германии). Границы ценовых сегментов различаются в зависимости от товарной группы фарфоровой и керамической посуды. В качестве примера можно привести диапазоны цен на чайные сервизы. В этой товарной группе цена продукции нижнего ценового сегмента не превышает 600 руб.; цена продукции среднего ценового сегмента составляет 600-1500 руб.; продукция верхнего ценового сегмента стоит более 1500 руб. (до 500-700 долларов США и более).

В течение 2001-2003 гг. наблюдался рост объемов импорта керамической посуды в Россию 3 . Общий объем импорта керамической посуды (включая фарфоровую посуду и другие виды) в стоимостном выражении за три года возрос до 44,774 млн. долларов США и в натуральном выражении (по весу) до 48778 тонн. При этом ежегодные темпы роста, как в стоимостном, так и в натуральном выражении составили около 20%. В 2003 году доля импортной керамической посуды по отношению к продукции отечественного производства составила 43,5 к 56,5% соответственно (см. рисунок 2).

Рисунок 2.
Соотношение объема импорта керамической посуды и объема продукции отечественного производства в 2003 году (в стоимостном выражении)

Основными поставщиками керамической посуды в Россию являются Украина и Китай. Также среди стран-экспортеров необходимо отметить Германию, Польшу, Чехию. В условиях выраженной конкуренции со стороны зарубежных производителей для российских предприятий, выпускающих керамическую посуду, проблема сбыта продукции становится весьма актуальной.

Керамическая и фарфоровая посуда российского производства экспортируется более чем в двадцать зарубежных стран 4 . Основными странами-импортерами являются, Казахстан, Узбекистан, Германия, США, Турция. Также в числе стран, куда осуществляются поставки российской посуды, необходимо отметить Украину, Данию, Польшу, Финляндию, Швейцарию. По оценкам экспертов, стоимость экспорта российской керамической и фарфоровой посуды составляет примерно три четверти стоимости посуды, импортируемой в нашу страну. В течение 2001-2003 гг. объем экспорта керамической посуды из России практически сохранялся на одном уровне. Такая же динамика наблюдалась и в натуральном выражении.

Потребительские предпочтения керамической и фарфоровой посуды в России характеризуются рядом особенностей по отношению к Европе. В частности, одной из основных специфических черт предпочтений российских потребителей выступает потребность в высококачественной посуде по умеренной цене. Потребители стремятся покупать качественные изделия, не переплачивая за это. В связи с особенностями спроса на керамическую и фарфоровую посуду в России перед зарубежными поставщиками встает задача создания адаптированной продукции, обладающей оптимальным соотношением цены и качества.

Нахождение наилучшего соотношения цены и качества продукции весьма актуально и для отечественных производителей в конкурентной борьбе с зарубежными компаниями. В качестве примера конструктивного решения этой задачи можно отметить недавнее открытие «Ломоносовским фарфоровым заводом» выпуска посуды для массового потребления и введение на рынок соответствующей новой торговой марки Family Line 5 .

По словам генерального директора ОАО «Ломоносовский фарфоровый завод» Николая Гордеева, новая линия Family Line, в отличие от традиционной «подарочной» линии, ориентирована на удовлетворение повседневного спроса. Продукция посуды Family Line поставляется в сетевые гипермаркеты. С запуском линии Family Line, а также открытием второго цеха костяного фарфора предприятие планировало в текущем году в 2 раза увеличить объем производимой посуды (с 5 млн. до 10 млн. изделий в год) и, соответственно удвоить свой торговый оборот.

В качестве итога проведенного обзора сформулируем краткие выводы:
- Российский рынок керамической и фарфоровой посуды характеризуется ежегодным незначительным снижением объемов производства, сопровождающимся повышением цен на единицу продукции.
- Среди отечественных производителей лидером по количеству единиц выпускаемой фарфоровой посуды в 2003 году являлась краснодарская фабрика «Кубаньфарфор». Вторую и третью позиции занимали соответственно «Конаковский фарфоровый завод» и ПК «Дулевский фарфор».
- В течение последних лет наблюдается рост объемов импорта керамической посуды в Россию. За период 2001-2003 гг. ежегодные темпы роста объемов импорта составили около 20%, как в стоимостном, так и в натуральном выражении.
- Керамическая и фарфоровая посуда российского производства экспортируется более чем в двадцать зарубежных стран. В течение 2001-2003 гг. объем экспорта керамической посуды из России сохранялся на одном уровне, без существенных изменений.

ММЦ «Москва»

1См. Усачев А. Ситуация на рынке керамики: что говорят цифры. // Посуда Инфо. 2005. №1.

2По материалам журнала «Посуда Инфо», 2004. №4.

3По данным аналитического центра «Бизнес и Маркетинг»

4По материалам Российской газеты

5 См. Михайлюкова А., Куликова Ю. Производитель посуды класса люкс займется "ширпотребом" // Деловой Петербург. 2004. №176.

 Рейтинг@Mail.ru
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности