Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ВОЛГОГРАД"

Год основания: 2005
Руководитель: Кузнецов Павел Игоревич
Штатных сотрудников: 7 человек
Интервьюерская база: 75 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Сети Москвы

Сети Москвы

В сегодняшнем обзоре речь пойдет о развитии розничной торговли в Москве, а точнее об одном аспекте этого вопроса – развитии сетей супермаркетов и гипермаркетов.

По данным Госкомстата в первом полугодии 2003 года общий оборот розничной торговли в России составил 2 трлн. 428,1 млрд. руб., что на 8,7% больше чем за соответствующий период прошлого года. На долю Москвы приходится более 30% общероссийского объема розничного товарооборота. В последние несколько лет оборот розничной торговли постоянно увеличивался. Такие темпы развития, которые гораздо выше, чем на Западе, безусловно, делают рынок России очень привлекательным для западных инвесторов. Игроков на этом рынке становится все больше и конкуренция все ужесточается. Западные компании имеют огромный инвестиционный потенциал и такой же огромный накопленный опыт организации торговли. Их экспансия, безусловно, создает ряд проблем для российских торговых компаний. Иностранные сети имеют возможность устанавливать более низкие цены в своих магазинах, поскольку имеют высокий товарооборот, за счет которого можно добиваться более выгодных условий у поставщиков.

Естественно, сети супермаркетов лучше всего развиты в Москве. Доля супермаркетов в общем объеме оборота розничной торговли оценивается на данный момент в 10-12%, тогда как еще несколько лет назад этот показатель едва достигал 2%. По разным оценкам экспертов количество москвичей, которые регулярно совершают покупки в сетевых магазинах, составляет от 3-4% до 15%.

Общее количество супермаркетов и гипермаркетов, принадлежащих сетям в Москве на данный момент перевалило за 500. И практически каждая из ныне существующих сетей на следующий год объявляет в планах открытие еще новых магазинов. Никто не собирается останавливаться на достигнутом, тем более что по оценкам экспертов этот рынок еще не насыщен. В таблице 1 приведен перечень основных торговых сетей представленных в Москве.

Таблица 1. Торговые сети г. Москвы.

Как видно из данных, приведенных в таблице, лидерами по количеству открытых магазинов являются «Пятерочка», «Перекресток» и «Седьмой континент». И если «Перекресток» и «Седьмой континент» входили в число первых сетей, появившихся в Москве, то «Пятерочка» вышла на московский рынок сравнительно недавно. Еще одна сеть, владеющая большим количеством магазинов – это сеть «Самохвал», специализирующаяся на продаже алкогольных напитков. Но поскольку все магазины довольно небольшие по площади и ассортименту и их нельзя отнести к супермаркетам, то здесь мы не будем ее рассматривать.

В настоящий момент в сеть магазинов «Перекресток» входят 46 магазинов, три из которых работают по франчайзингу. Магазины, которые принадлежат этой сети, достаточно сильно отличаются друг от друга. Существует три формата: гипермаркет (5 – 8 тысяч кв. метров), супермаркет (1 – 2 тысячи кв. метров) и магазины у дома (от 300 тыс. кв. метров). В планах компании развивать все три формата магазинов, но особое внимание будет уделяться магазинам у дома. В 2002 году оборот компании достиг 330 млн. $, таким образом, компания занимает третье место по обороту.

Сеть магазинов «Седьмой континент» давно известна москвичам. Но если в начале развития этой сети позволить себе совершать покупки могли только очень состоятельные горожане, то сейчас компания всячески старается избавиться от имиджа самой дорогой элитной сети. Например, недавно в магазинах «Седьмого континента» стали появляться «отделы одной цены», в которых все товары стоят одинаково. Первый эксперимент, проведенный летом в одном из магазинов, прошел вполне успешно. Был открыт отдел, в котором все товары стоили 33 рубля. Половину ассортимента этого отдела составили бакалея и кондитерские изделия, вторую половину – сопутствующие товары. В первый же месяц объемы продаж, представленных в отделе выросли на 30%. В 2002 году оборот компании составил порядка 300 млн. $

Одной из наиболее динамично и быстро развивающихся сетей является сеть магазинов-дискаунтеров «Пятерочка». Причем в большом количестве открываются магазины не только в Москве, но и по всей России. Так, за девять месяцев 2003 года всего было открыто около 70 новых магазинов «Пятерочка», из них 30 в Москве, 6 - в Санкт-Петербурге, 7 - в Воронеже, 13 - в Челябинске, 7 - в Перми, 8 - в Уфе. Оборот компании в 2002 году увеличился более чем в два раза и составил порядка 450 млн.$.

Среди новых игроков, недавно появившихся на рынке можно отметить крупнейшую в Европе немецкую сеть магазинов стройматериалов OBI, работающую под девизом «Do It Yourself» («Сделай своими руками»). Обороты OBI в мире в 2002 году составили около 6 млрд евро, а число торговых точек приближается к пятистам. В ноябре в Москве открылись два магазина сети, каждый площадью 15 тыс. кв. метров. Объем российского рынка товаров для дома оценивается в 4,5 млрд. долл. в год. И создатели этой сети планируют занять заметное место на этом рынке, поскольку в России подобные компании еще не представлены. Ассортимент OBI состоит из строительных и отделочных материалов, товаров для оформления дома, для домашнего хозяйства и садоводства. В ближайшие три-четыре года OBI планирует открыть в России до 30 магазинов в крупных городах.

В следующем обзоре будет продолжено рассмотрение этой темы, причем особое внимание будет уделено региональному развитию сетей.

Ермошкина П., e-mail: PGErmoshkina@marketcenter.ru

Маркетинговые обзоры продовольственного рынка России, а также обзоры на другие темы Вы можете прочитать - в рубрике "Наши аналитические статьи и обзоры" раздела "Аналитика"

 Рейтинг@Mail.ru
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности