Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ТАШКЕНТ"

Год основания: 2000
Руководитель: Ким Виктория Эдуардовна
Штатных сотрудников: 7 человек
Интервьюерская база: 40 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка подсолнечного масла. Часть 1

Обзор российского рынка подсолнечного масла. Часть 1

Подсолнечное масло относится к тем немногим продуктам, которые потребляются практически каждой семьей, зачастую в силу его более дешевой стоимости по сравнению со сливочным маслом, зачастую в силу диетических качеств.

В России подсолнечное масло является самым распространенным среди всех растительных масел. Так, по итогам 2001 г., доля подсолнечного масла по отношению ко всему произведенному растительному маслу на территории России, по данным Госкомстата РФ, составила порядка 95%. Оставшиеся объемы производства распределены между такими растительными маслами, как соевое, льняное, горчичное, кукурузное, рапсовое. Наиболее распространенными в продаже на российском рынке являются пять видов масел: подсолнечное, соевое, рапсовое, оливковое и кукурузное. Часто предлагается также масло, на упаковке которого написано просто «растительное». Как правило, это смесь рапсового и соевого масел. На московском рынке присутствуют также и более экзотические виды: пальмовое, хлопковое, масло какао и ряд других.

По данным Госкомстата РФ, подсолнечное масло в России выпускают порядка 190 предприятий, из них относительно крупных маслоперерабатывающих и маслодобывающих заводов – около 80. Основной выпуск продукции при этом приходится на южные регионы – Краснодарский край, Ростовскую область. Также в регионы – лидеры входят Воронежская, Белгородская, Волгоградская и Ивановская области. Доля произведенного подсолнечного масла в вышеперечисленных регионах составила порядка 75%.

Диаграмма 1.

* по данным Госкомстата РФ

При этом для большинства российских предприятий на сегодняшний день основной проблемой является вопрос современной технической оснащенности. Оборудование для рафинации и дезодорации имеется лишь на небольшом количестве заводов.

Традиционно с советских времен основная деятельность российских комбинатов была направлена на выпуск нерафинированного масла.

Нерафинированное подсолнечное масло имеет специфический вкус и запах, его часто используют при добавлении в салаты. Однако такое масло содержит ряд примесей, которые удаляются при рафинации, включающей такие этапы, как механическая очистка, гидратация, нейтрализация, отбеливание, дезодорация, вымораживание.

Следует отметить, что основных потребителей продукции заводов можно разделить на две группы: пищевые комбинаты, использующие подсолнечное масло для приготовления своей продукции, и непосредственные покупатели масла для своих домашних хозяйств. По данным Союза маслодобывающих и маслоперерабатывающих предприятий (Союза ММПР), доля бутилированного масла, т.е. для розничной торговли, составляет порядка 40%. При этом, по данным опроса потребителей, для многих россиян нерафинированное масло сохраняет свою привлекательность, возможно, в силу традиций, тогда как на западе, в связи с пропагандой здорового образа жизни, в пищу употребляется, в основном, рафинированное масло, не содержащее никаких примесей.

Для россиян рафинированное масло в большей степени является импортным продуктом, хотя в последние годы для решения данной проблемы были построены и переоборудованы некоторые заводы, речь о которых пойдет чуть ниже.

Что касается подсолнечного масла для пищевых предприятий, то оно также в основном поставлялось в нерафинированном виде, а оборудование для рафинации стояло на самих комбинатах, которые и перерабатывали масло для использования в своих целях.

Лишь в последние годы, по данным Союза ММПР, появилось несколько маслоперерабатывающих и маслодобывающих заводов, оснащенных современным оборудованием по рафинации масла, сопоставимым с западными образцами. Так, на заводе холдинга «Юг Руси», расположенном в Ростове – на – Дону, в октябре 2001 г. начал работу новый комплекс по производству подсолнечного масла. По оценке специалистов, завод является крупнейшим в России и способен обеспечить 30% потребностей России. Также к предприятиям, оснащенным современным оборудованием, можно отнести маслозавод в Алексеевке Белгородской области, Лабинский маслоэкстракционный завод Краснодарского края и некоторые другие.

Объем выпуска подсолнечного масла в России за последний год по сравнению с предыдущим периодом существенно возрос, что связано в частности с развитием деятельности новых производственных комплексов, но, в основном, такое увеличение выпуска подсолнечного масла обеспечивалось за счет роста объемов сырьевых ресурсов.

На диаграммах 2 и 3 продемонстрированы рост объема отгрузок подсолнечника сельскохозяйственными предприятиями и увеличение объема производства подсолнечного масла.

Диаграмма 2.

Диаграмма 3.

Тема российского рынка подсолнечного масла будет продолжена в следующей статье, которая будет посвящена брэндам, присутствующим на российском рынке, как отечественным, так и зарубежным.

Гамазкова Лилия, эксперт-маркетолог ММЦ «Москва» E-mail: Liliya@binec.ru

Маркетинговые обзоры продовольственного рынка России, а также обзоры на другие темы Вы можете прочитать - в рубрике "Наши аналитические статьи и обзоры" раздела "Аналитика"

 Рейтинг@Mail.ru
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности