Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ВАРНА"

Год основания: 2004 год
Руководитель: Герчев Герчо Анастасов

Наши аналитические статьи и обзоры
На российском рынке пшена

На российском рынке пшена

Пшенная каша издавна являлась одним из основных русских блюд, а если она еще и сварена в русской печке, с румяной корочкой, то это могло считаться и деликатесом. Однако сейчас далеко не все люди знают, из какого растения добывают эту крупу.

Просо, а именно из его зерна производится пшено, произрастает во многих регионах России. В настоящее время вырабатывается, в основном, только один вид пшена – шлифованное – ядро проса, отделенное от цветочной пленки, зародыша, плодовых и семенных оболочек, а также частично от алейронового слоя. Одна из качественных характеристик шлифованного пшена – его цвет. Пшено ярко желтого цвета обладает лучшими потребительскими качествами, нежели более светлое.

Ранее также выпускался и другой вид пшена - пшено-дранец, освобожденное лишь от цветочной оболочки. Также при переработке проса в качестве побочных продуктов получают кормовое пшено, мучель (более мелкие частицы) и части цветочных пленок (по данным ОАО «Бакалейные товары и минеральные воды»).

По данным Госкомстата РФ, в 2001 г. в России было выработано порядка 82,8 тыс. тонн пшена, что составило лишь 63% от объема выпуска пшена в 2000 г. Причиной такого сокращения явился плохой урожай проса в основных просопроизрастающих регионах. В 2001 г. количество российских регионов – производителей пшена сократилось с 32 в 2000 г. до 27, когда был полностью прекращен выпуск пшена в Астраханской, Челябинской областях, Кабардино-Балкарской, Удмуртской Республиках и Татарстане. При этом среди регионов – лидеров также наблюдалось заметное снижение объемов. Так, в Оренбургской области выпуск пшена сократился на 20,8% по сравнению с 2000 г., в Воронежской области – на 48,1%; в Алтайском крае – на 44,6%; в Волгоградской области – на 50,3%. Среди регионов, входящих в десятку наиболее крупных производителей пшена, в 2001 г. объем увеличился лишь в Ростовской области (на 2,9%), в Брянской области (на 20%), а также в Ставропольском крае (на 22,8%).

Распределение общего объема выпуска пшена по регионам РФ в 2001 г. представлено на диаграмме 1.

Диаграмма 1.

* по данным Госкомстата РФ

Данные по объему производства пшена в перечисленных регионах РФ в 2001 г. приведены в таблице 1.

Таблица 1.
Регион Объем производства в 2001 г., тонн
Оренбургская область 11721
Воронежская область 10372
Ростовская область 10753
Алтайский край 9623
Волгоградская область 8101
Брянская область 6685
Саратовская область 6382
Липецкая область 4727
Республика Башкортостан 2581
Ставропольский край 2214
Тамбовская область 1564
Пензенская область 1463
Самарская область 1426
Белгородская область 1282
Орловская область 1130
другие регионы 2756

* по данным Госкомстата РФ

Плохой урожай проса и, соответственно, снижение запасов пшена, сказываются на росте цен. Однако стоимость пшена, а также других «неблагородных» круп может изменяться в очень незначительном интервале, поскольку верхняя граница цен ограничена стоимостью круп «благородных» (рис, гречка), иначе спрос на пшено будет отсутствовать, а нижняя – себестоимостью сырья.

Как правило, цены на крупы к летнему периоду несколько повышаются в связи с тем, что заканчиваются прошлогодние запасы сырья. На диаграмме 2 продемонстрирована тенденция изменения цен на пшено на мелкооптовых рынках в некоторых регионах РФ с начала 2003 г. до летнего периода.

Диаграмма 2.

* по данным Госкомстата РФ

В перспективе цены на рынке пшена во многом будут зависеть от состояния нового урожая, а также от возможности импорта дешевого иностранного сырья.

Гамазкова Лилия, эксперт-маркетолог ММЦ «Москва» E-mail: Liliya@binec.ru

Маркетинговые обзоры продовольственного рынка России, а также обзоры на другие темы Вы можете прочитать - в рубрике "Наши аналитические статьи и обзоры" раздела "Аналитика"

 Рейтинг@Mail.ru
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности