Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ТВЕРЬ"

Год основания: 2001 год
Руководитель: Гаджиназарова Наталья Викторовна
Штатных сотрудников: 4 человека
Технические ресурсы: Телефонная линия:...
Наши аналитические статьи и обзоры
Российский рынок соков (ММЦ "Москва")

Российский рынок соков

Российский рынок соков существенно изменился с советских времен – повысилось качество, расширился ассортимент, улучшилась упаковка, изменился и государственный стандарт на эту продукцию. Сок – не относится к товарам первой необходимости. Может быть, именно поэтому рынок этот невелик, и особый рост этого рынка отмечается только за последние несколько лет. Объем рынка составил в 1996 году около 500 млн. литров, во время кризиса рынок очень сильно сократился, спрос перешел не только на дешевые, но менее качественные соки, но и на фруктовые и прохладительные напитки. Однако в предыдущем 2000 году, как мы видим на рис. 1, рынок уже превысил докризисный уровень, а в текущем 2001 году по прогнозам должен увеличится еще на 17-23% (рис.1.). Председатель правления WBD заявил, что к 2004 году рынок соков и нектаров вырастет до 1 млн. литров. То есть можно сделать вывод о тенденции довольно стабильного роста рынка соков и нектаров.

Однако рынок соков, как и прежде, невелик, но если в советские времена среднедушевое потребление соков в России было 1,9-2 литра, то сегодня оно составляет около 4-5 литров в год на человека, тогда как во многих европейский странах жители потребляют несколько десятков литров сока в год. В крупных городах России активных потребителей соков больше, чем в целом по России, да и частота потребления здесь выше. Например, по данным GfK, потребление соков в Москве в первом полугодии 2000 года составило 5,7 литров на человека, по исследованию Той-Опинион в январе 2001 года около 70% жителей Санкт-Петербурга хотя бы иногда покупают сок.

Типичными потребителями соков являются представители среднего класса населения до 30-35 лет, имеющие семью, высокий уровень доходов, ведущие здоровый, активный образ жизни. И хотя покупку сока, как и прочих продуктов питания, чаще всего осуществляют женщины, активными потребителями являются все члены семьи. Основные причины для потребления сока - утоление жажды и польза для здоровья, ведь вопросы здорового питания сегодня очень популярны. Наиболее важным фактором, влияющим на процесс осуществления выбора потребителем, являются вкусовые качества продукта, например 80% потребителей сока в Санкт-Петербурге считают качество продукта решающим фактором. Менее значима цена сока – только 8% жителей Санкт-Петербурга отметили этот фактор (рис. 2.).

Повышает шансы марки на рынке активная рекламная поддержка, но она целесообразна только при активной дистрибьюции и высоком качестве продукции. Часто соки покупаются в семьях с детьми, так как соки и нектары содержат витамины и микроэлементы так необходимые растущему организму (использовались материалы исследования агентства Той-Опинион, 2000, 2001 гг.).

Другая тенденция на рынке соков сегодня – это снижение доли импортной продукции, на рынке явно лидируют отечественные производители. Ведь отечественная продукция часто не уступает по качеству импортным сокам и нектарам. С прошлого года рентабельность отечественного производства соков повысилась, были снижены таможенные пошлины на концентрат сока до 10-15%, ведь многие фрукты не произрастают в России и производители вынуждены закупать их концентраты заграницей. Маленькие компании, выпускающие низкокачественный продукт, постепенно вытесняются с рынка. В тоже время большую активность на рынке проявляют региональные производители, по данным маркетингового агентства ACNielsen, доля соков, произведенных в регионах, возросла на столичном рынке за 2000 год с 14 до 24%. Не удивительно, ведь жители Москвы – один из наиболее интересных целевых сегментов потребителей соков и нектаров по критериям месторасположения и уровня доходов.

Отличается текущий рынок и подходом к качеству продукции – потребители становятся более разборчивы и требовательны. С января 2001 года вошел в действие новый ГОСТ на изготовление соков. Если по старому ГОСТу к категории соков можно было отнести напитки с содержанием сока менее 100% или с добавлением сахара, то теперь к категории соков относятся только свежие или восстановленные из концентратов соки, но без добавления сахара или повышенного содержания воды. Если напиток содержит менее 100% натурального сока, то он относится к категории фруктовых нектаров, но содержание натурального фруктового сока должно быть в нектаре не менее 25-50%, иначе напиток будет называться сокосодержащим напитком.

Сезонный характер сбыта и потребления этого продукта слабо выражен, некоторые трейдеры считают спрос на этот продукт довольно стабильным в течение года, другие отмечают некоторый подъем в летний сезон и предпраздничные периоды. На рынке соков и нектаров до кризиса насчитывалось более 200 марок, затем произошло своеобразное «отмывание» ассортимента и сегодня осталось около 60 марок, более известны среди них такие марки, как Nico, Добрый сок, J-7, Gold Premium, Троя, Любимый сад, Чемпион, Наш сад, Сантал, Сан-прейд, Амтел, Фруктовый сад, Тонус.

Среди множества видов следует отметить по степени снижения популярности следующие соки: Яблочный, Апельсиновый, Томатный, Ананас, Персик, Вишня, Грейпфрут, Мультивитамин, Виноград (результаты исследования Той-Опинион). Наиболее популярна упаковка Тетра-Пак кирпичик 1 л. с крышечкой и без крышечки, реже на рынке встречаются Тетра-Пак 0,5 или 0,75 литра, соки в стеклянной бутылке или банке, летом очень популярна упаковка Тетра-Пак 0,2 литра благодаря возможности быстрого использования. Розничная цена 1 литра сока в Москве сегодня в зависимости от марки и места продажи варьирует от 21 до 45 руб. И, к сожалению, все еще встречаются на рынке низкокачественные соки и нектары как отечественного, так и импортного производства.

Учитывая благоприятные прогнозы роста рынка, а также благоприятное воздействие на рынок факторов макро- и микросреды, можно сделать вывод, что рынок соков и сокосодержащей продукции в России является перспективным для развития.

12.07.2001.

Алена Родина

Другие обзоры продовольственного рынка России - в рубрике "Исследования и обзоры" раздела "Аналитика"

 Рейтинг@Mail.ru
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности