Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
КОСТРОМСКОЙ ЦЕНТР РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Год основания: 1999 год
Руководитель: Рябинцев Роман Владимирович
Штатных сотрудников: 6 человек
Интервьюерская база: 84 человека

Наши аналитические статьи и обзоры
Рынок приправ и специй (ММЦ "Москва")

Рынок приправ и специй

Российский рынок специй и приправ существует, безусловно, уже давно, но высокие темпы развития характеризуют его всего в течение нескольких последних лет. Ведь с ростом благосостояния населения, а по данным Госкомстата в январе 2001 года реальные располагаемые денежные доходы населения составили 109,4% по отношению к январю 2000 года, а реальная заработная плата к тому же периоду 115,9%, увеличиваются расходы на продукты питания, в том числе и на такие «излишества» как соусы, специи, приправы и прочее. В 2000 году, по данным Российского индекса целевых групп, доля семей с марта по май 2000 года, употреблявших специи и приправы – 55,2%. Это же исследование показало, что выросло не только число потребителей, но и частота потребления специй (рис. 1).

С ростом потенциала этого рынка, на нем увеличивается число игроков, растет инвестиционная привлекательность. За последние несколько лет, в несколько раз увеличится продуктовый и марочный ассортимент этого рынка. Наиболее популярны такие специи, как лавровый лист, перец черный горошком, черный перец молотый, красный перец молотый, хмели-сунели, укроп, петрушка. Потребители нередко считают их просто необходимыми на кухне. Также пользуются спросом такие специи как, гвоздика, душистый перец – особенно в сезон заготовок, ванильный сахар, лимонная кислота, корица, желатин, имбирь, кориандр, молотый базилик, сельдерей, семя кунжута, тмин, мускатный орех, острый перец чили, карри, имбирь, чесночная соль и прочие. Многие продавцы приправ отмечают последнее время интерес потребителей к кокосовой стружке. Среди готовых приправ пользуются спросом приправы для шашлыка, для мыса, для рыбы, карри, для супов, корейской морковки и другие.

Для каждой специи и готовой приправы характерны свои сезонные изменения спроса. Например, летом пользуются спросом приправы для шашлыка и овощей, лимонная кислота, осенью – душистый перец, гвоздика, зимой – ванильный сахар, корица, приправы к мясу, рыбе. Хотя такие приправы, как лавровый лист, черный перец молотый и горошком, хмели-сунели не подвержены сезонным колебаниям, они пользуются спросом не зависимо от сезона.

Сегодня на рынке такое изобилие различных марок, что нередко потребителю сложно сделать свой выбор – количество новых марок очень велико. Чаще всего встречаются приправы под марками Vegeta, Premier, Cykoria, Santa Maria, Maggi, MacCormak, Kamis, Гурмета, Деликат, Русский продукт, Новая упаковка, Все для гурмана, Домашняя кухня, Золотая поварешка, Старая мельня и многие другие. На рынке также присутствует большое количество не марочной продукции, но ее шансы на выживание в конкурентной среде невелики – потребитель становится более разборчив и требователен, хотя у подобной продукции есть весомое преимущество – низкая цена.

Упаковка у приправ, позиционированная для покупателей со средним уровнем доходов - бумажные, полиэтиленовые или пакеты из фольги по 5-100 грамм и более. Причем более предпочитаемый вид упаковки, по данным исследования потребительских предпочтений жителей Санкт-Петербурга в 1999 году, проведенного агентством Той-Опинион, пакеты из фольги или баночки весом 30-50 гр. Качество бумажной упаковки также может быть разным. Например, у приправ Cykoria упаковка из прочной лощеной бумаги, оформлена в ярких насыщенных красках, тогда как большинство отечественных специй упакованы в бумажные пакеты более низкого качества. Чаще всего такая упаковка выполнена с использованием 1-3 цветной печати.

Приправы, позиционированные для более обеспеченных покупателей, например, специи Santa Maria, обычно фасуются в стеклянные, картонные, пластиковые баночки. Такие приправы свидетельствуют о более высоком качестве, но и их цена значительно выше. По данным исследования Российского индекса целевых групп, потребители для элитных, более дорогих приправ в основном сконцентрированы в столице и крупных городах, поэтому все маркетинговые усилия производителей таких марок направлены на эти территориальные сегменты российского рынка.

Розничные цены на рынке варьируются в зависимости от размера упаковки, ее качества, известности марки, поэтому проведение сравнительного анализа вызывает сложности. В Москве розничная цена 25 гр. пакета приправы Cykoria варьируется от 6 до 15 руб., отечественные специи в бумажных пакетах по 5-10 гр. продаются по цене от 1,5 до 5 руб. за пакетик.

Также необходимо отметить большое количество некачественного товара на рынке – особенно среди дешевых отечественных приправ – технология производства проста, поэтому на рынке много продукции сомнительных производителей и сомнительного качества. По результатам теста 6 упаковок разных производителей черного молотого перца, проведенного журналом «Спрос» – ни один продукт не остался без замечаний. Ведь, несмотря на относительную простоту производства, особенность специй проявляется и в процессе производства и в процессе транспортировки и хранения – ведь, как и любой сухой продукт специи очень чувствительны к содержанию влаги в воздухе. Также специи требовательны к продуктам, рядом с которыми они перевозятся или хранятся – ведь аромат специй может быть изменен при смешении с запахами других продуктов. Часто производителями приправ и специй не выполняются все требования по оформлению упаковок и наличию на ней информации для потребителей.

Другая трудность, которая возникает перед потребителями - отсутствие информации о многих приправах, местах их произрастания, способах применения и рецептах приготовления блюд с приправами, да и использование многих специй связаны с дополнительными затратами времени, а это фактор, который очень значим для жителей крупных городов, а именно они и являются наиболее интенсивными потребителями специй и приправ.

С ростом благосостояния и частоты потребления, а также благодаря наличию на рынке большого количества некачественных специй и приправ, потребители становятся более требовательны и разборчивы. Параллельно на рынке увеличивается количество участников, конкуренция ожесточается, производители, которые ставят долгосрочные цели в отношении этого рынка, просто вынуждены разрабатывать и реализовывать стратегии улучшения товара: повышения качества товара, улучшения упаковки, создания марки для товара, создания нового или улучшенного товара, реализовывать стратегии ценообразования, но особое значение необходимо уделить стратегии дистрибьюции и стратегии продвижения компании и марки на рынке.

25.06.2001.

Алена Родина

Другие обзоры продовольственного рынка России - в рубрике "Исследования и обзоры" раздела "Аналитика"

 Рейтинг@Mail.ru
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности