Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ХОРВАТИЯ"

Год основания: 1993
Руководитель: Надежда Барановски
Штатных сотрудников: 7 человек
Технические ресурсы: Многоканальная...
Наши аналитические статьи и обзоры
Ситуация на овощном рынке (ММЦ "Москва")

Ситуация на овощном рынке

Если 2000 год можно отметить, как год стабильности на овощном рынке, благодаря увеличению импортных поставок и хорошим показателям урожайности в 1999 г., то начало 2001 года «радует» нас значительным повышением цен на плодоовощную продукцию. По данным Госкомстат, за 1-ый квартал 2001 года, плодоовощная продукция подорожала на 7%. На рис. 1 отражены средние оптово-отпускные цены на картофель в регионах РФ.

Данные Министерства сельского хозяйства РФ – www.aris.ru

Возросли и оптово-отпускные и розничные цены. И хотя, для первых месяцев года обычно характерен некоторый рост цен (рис. 1.), но обычно он составляет 1,5-2,5%.

"Данные Системы ММЦ"

Была проанализирована динамика розничных цен на плодоовощную продукцию с ноября прошлого года по март 2001 г. в таких городах РФ, как Владивосток, Вологда, Воронеж, Москва, Новгород, Челябинск (рис. 2-6).

"Данные Системы ММЦ"

По данным Системы ММЦ, с ноября 2000 г. по март 2001 г. средняя розничная цена на плодоовощную продукцию в этих городах возросла на 28,5%, в том числе на картофель – на 29%, на лук – 26%, морковь – 25%, свекла – 24%, капуста – 42%. Хотя обычно наибольший скачок цен обычно происходит в начале второго квартала года: май, июнь.

В таблице 1. приведены минимальные, максимальные и средние розничные цены. Минимальные цены по сравнению с минимальными ценами за аналогичный период прошлого года возросли в среднем на 22%.

Таблица. 1. Границы розничных цен на овощи (руб./кг) в городах РФ на февраль 2001 года

Фрукты

Фрукты

Минимальная граница

Максимальная граница

Сред. цена

Цена

Город

Цена

Город

Картофель

2,95 руб.

Барнаул

8 руб.

Москва

5,7 руб.

Морковь

2,5 руб.

Барнаул

10 руб.

Москва Владивосток

6,64 руб.

Свекла

3 руб.

Пенза

10 руб.

Москва

6,86 руб.

Капуста

4 руб.

Пенза

9 руб.

Владивосток

5,7 руб.

Лук

1,8 руб.

Чебоксары

6 руб.

Москва

4,15 руб.

 

"Данные Системы ММЦ"

Российских потребителей отличают объемы потребления плодоовощной продукции – большая доля потребления картофеля и низкая – прочих овощей, в отличие от населения Европы. На рис. 8,9 отражена динамика потребления овощей в РФ. В РФ население потребляет картофеля в среднем на 5% выше рекомендуемой нормы, овощей – на 32% ниже рекомендуемой нормы.

Экономика и жизнь, 9, 2001 г.

Такие овощи, как картофель, морковь, лук, капуста, свекла относятся к товарам первой необходимости. Спрос на эти товары имеет среднюю эластичность по цене, эти товары необходимы потребителям для полноценного питания, и поэтому увеличение цен, может не привести к значительному падению спроса. А вот по доходу спрос почти неэластичен, то есть при увеличении дохода спрос на эти товары почти не изменится, и сколь бы доход не поднимался в дальнейшем, объемы закупок овощей не возрастут. Это подтверждает еще и то, что, по результатам исследования Московского Государственного Университета экономики статистики и информатики, в 2000 г. доля затрат на овощи в малообеспеченных семьях составляет 6,4%, в высоко обеспеченных – 6,5%, а доля затрат на картофель – 3,1% в малообеспеченных семьях и 2,1% в высоко обеспеченных. Более того, закупку овощной продукции, в основном осуществляют городские жители и потребители со средними и высокими доходами, жители же села, основную долю плодоовощной продукции выращивают сами. По данным Минсельхозпрод России, личные хозяйства – основные производители овощей в России (77 % урожая овощей в 1999 году). Даже несмотря на то, что, по результатам исследованиям ВЦИОМа, и данным Госкомстат, в России сократилось количество дачников, и большинство россиян теперь предпочитают выращивать на своих участках цветы и экзотические растения, а не овощи.

Большинство российского населения в зимне-весенние месяцы потребляет овощи, заложенные на хранение и переработанные осенью. Но в начале второго квартала – запасы плодоовощной продукции у населения начинают заканчиваться, происходит сезонное увеличение спроса, но предложение ограничено и цены растут. Поэтому, если уже в первом квартале 2001 года рост цен составил 7%, следует ожидать второй волны роста как оптово-отпускных, так и розничных цен.

09.04.2001.

Алена Родина

Другие обзоры продовольственного рынка России - в рубрике "Исследования и обзоры" в разделе "Аналитика"

 Рейтинг@Mail.ru
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности