Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "БРЯНСК"

Год основания: 2007 год
Руководитель: Зевацкий Алексей Александрович
Штатных сотрудников: 3 человека
Интервьюерская база: 50 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Потребление овощных консервов россиянами

Динамика и структура потребления овощных консервов в России в 1998-2000 годах

Большая часть территории России находится в суровом климатическом поясе, в зоне, где большую часть года составляет период, когда земля «отдыхает». Возможность получать и использовать в пищу свежие овощи у россиян на протяжении многих веков была гораздо ниже чем, например, у жителей Средиземноморья. Поэтому традиционно значительная часть овощной продукции, предназначенная для потребления в зимнее и весеннее время, шла на переработку и закладывалась на длительное хранение. В доиндустриальную эпоху это были квашения и соления, в последнем истекшем веке их место уверенно заняли овощные консервы: как промышленного, так и домашнего изготовления.

Сегодня овощные консервы являются обычным атрибутом рациона не только стран с суровыми климатическими условиями, но и многих других. Особенно это относится к промышленно развитым странам. Причины неизменной популярности овощной консервации в современном мире кроются также и в том, что они позволили хозяйкам высвободить массу времени, затрачиваемую ранее на приготовление овощных блюд, а также обогатили наш рацион множеством новых невиданных ранее в пределах собственной страны вкусов, создали базу для приготовления новых современных фантазийных салатов, стали незаменимыми в поездках, походах.

Само по себе потребление овощных консервов, как правило, рассматривается как часть потребления овощей в целом. В последнее время исследователи выделяют три основные составляющие потребления овощей – свежие, консервированные и замороженные овощи. Соотношение этих составных частей варьируется в разных странах в зависимости от климатических условий государства, степени развития перерабатывающих технологий и потребительских установок и благосостояния населения.

Объем потребления в России овощных консервов включает в себя две составляющих: консервы, произведенные в производственных условиях (собственно, рынок консервов) и домашние заготовки. Первые соответственно можно разделить еще на две группы - отечественные и импортные, и последние еще на две подгруппы – импорт легальный и нелегальный. При оценке объемов потребления россиянами овощных консервов необходимо учитывать эту сложившуюся структуру и особенности государственного учета продукции.

Динамика потребления овощных консервов

Около 85% овощной консервации россияне потребляют дома. При этом россияне потребляют консервы, как купленные в магазинах (а также с лотков, на оптово-розничных рынках и т.п.), так и продукцию домашнего приготовления (домашние заготовки). ГКС фиксирует потребление овощных консервов в домашних хозяйствах, поступивших из обоих этих источников. По данным ГКС в течение последних 4 лет среднедушевое потребление овощных консервов в домашних хозяйствах составляло 7-8 кг в год. (См. табл.1)

Таблица 1. Динамика среднедушевого потребления овощных консервов в домашних хозяйствах России 1997-2001 гг, кг

Годы Все домохозяйства В том числе
В городской местности В сельской местности
1997 8,2 7,6 9,9
1998 8,4 7,4 11,0
1999 7,3 6,8 8,8
2000 8,1 - -

Как следует из приведенных данных, сельчане потребляют овощной консервации в среднем на человека больше, чем городские жители. Кроме того, можно заметить, что финансовый кризис 1998 года отразился на потреблении сельчанами консервированных овощей гораздо позже, чем у городских жителей. Это, конечно, свидетельствует о том, что в рационе сельчан присутствуют в основном овощные консервы собственного изготовления, в то время как городские жители в большей степени их покупают.

Для того, чтобы оценить потребление только по овощной консервации, изготовленной на консервных предприятиях, можно просчитать объем российского рынка овощных консервов по данным, приводимым официальной статистикой (П-производство, И-импорт, Э-экспорт) – табл. 2 .

Таблица 2. 1998-2000 гг – статистический размер рынка овощной консервации (П+И-Э)

  1998 1999 2000
В целом, муб 894 725 956
На душу населения, муб 6 5 6,4

Представленные в этом случае данные должны отражать среднее потребление россиянами овощных консервов, выпускаемых отечественной и зарубежной промышленностью. Недостаток подхода упирается в игнорирование объемов нелегального ввоза в Россию овощной консервации из-за рубежа. По мнению сотрудников таможенных терминалов, объем нелегального ввоза в части продуктов питания весьма велик, и может превышать в некоторых позициях в 4-9 раз легальный импорт. В данном исследовании был использован коэффициент отношения легальной и нелегальной части 1:1.(Схема 1.1.)

Потребление овощных консервов по регионам России

Таблица 3. Среднедушевое потребление овощных консервов в федеральных округах России в 2000 году, кг/чел.

(в домохозяйствах)

Центральный федеральный округ 16,3
Белгородская область 22,9
Липецкая область 20,2
Тамбовская область 19,9
Воронежская область 19,0
Орловская область 17,6
Брянская область 16,1
Рязанская область 14,8
Курская область 11,2
Калужская область 11
Тульская область 9
Смоленская область 8
Московская область 7,5
Тверская область 7,3
Владимирская область 6,8
Ивановская область 6,8
Ярославская область 5,4
г.Москва 4,5
Костромская область 4,1
Северо-Западныйс федеральный округ 5,5
Калининградская область 8,8
Республика Коми 7
Псковская область 6,9
Новгородская область 5,7
Мурманская область 5,4
Вологодская область 5,1
г.Санкт-Петербург 5
Республика Карелия 4,2
Архангельская область 4,1
Ленинградская область 3,1
Южный федеральный округ 7,9
Краснодарский край 13
Ингушская Республика 12,5
Ростовская область 11,7
Республика Адыгея 8,9
Карачаево-Черкесская Республика 8,6
Волгоградская область 8,6
Астраханская область 7,2
Ставропольский край 6,3
Кабардино-Балкарская Республика 6,2
Республика Северная Осетия 5,2
Республика Калмыкия 5
Республика Дагестан 1,8
Чеченская Республика н/д
Приволжский федеральный округ 7,1
Пензенская область 13,8
Удмуртская Республика 11,8
Нижегородская область 10,5
Республика Мордовия 10,2
Саратовская область 8,9
Ульяновская область 7,8
Республика Марий - Эл 7,2
Оренбургская область 5,7
Кировская область 5,7
Республика Башкортостан 4,8
Чувашская Республика 4,0
Республика Татарстан 3,5
Самарская область 3,3
Пермская область 2,7
Уральский федеральный округ 6,9
Челябинская область 10,4
Свердловская область 8,9
Тюменская область 4,9
Курганская область 3,3
Сибирский федеральный округ 6,4
Алтайский край 13,0
Омская область 12,8
Республика Алтай 9,8
Кемеровская область 7,1
Томская область 6,9
Республика Хакасия 5,7
Иркутская область 4,8
Новосибирская область 4,7
Читинская область 4,7
Красноярский край 3,6
Республика Бурятия 2,2
Республика Тыва 1,7
Дальневосточный федеральный округ 7,4
Хабаровский край 10,9
Приморский край 9,2
Амурская область 8,6
Сахалинская область 8,1
Магаданская область 5,3
Камчатская область 5,2
Республика - Саха (ЯКУТИЯ) 4,3
Еврейская Республика н/д
Чукотский автономный округ н/д

Обращает на себя внимание, что уровень потребления весьма неравномерно распределен по регионам и федеральным округам России. Наиболее высокие показатели потребления овощных консервов наблюдаются в регионах Центрального федерального округа, а внутри округа в черноземных регионах – Белгородской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской областях. Более чем на 9/10 такой уровень потребления в этих регионах покрывается домашней консервацией. Перечисленные регионы являются также в России лидерами и по потреблению свежих овощей, выходя по этим показателям на уровень потребления западных высокоразвитых стран. Безусловно, это связано с более высоким по сравнению с остальными регионами качеством и плодородием местных почв и традиционно высокой долей сельского населения, проживающего в этих регионах. Совсем невелико потребление овощной консервации в обеих российских столицах – Москве и Санкт-Петербурге. 4,5 и 5,0 кг в год – это фактически одна условная баночка консервов в месяц. Принимая во внимание опубликованные материалы исследования российского потребления овощных и фруктовых консервов фабричного производства, проведенные агентством Комкон, можно заключить, что в этих городах потребляются в большей степени консервы, произведенные на предприятиях. В то же время, на остальной территории России в основном потребляются домашние заготовки.

Схема 1.1. Структура потребления овощных консервов в России

Российская структура потребления овощных консервов, оцененная по данным 2000 года, представлена на схеме 1.1. Объемные показатели рынка рассчитывались с учетом данных производства овощных (ГКС), импорта и экспорта (ГТК), потребления на душу населения (ГКС) овощных консервов, а также с учетом опубликованных данных маркетингового агентства КомКон, интервью работников таможенных терминалов и продавцов овощной консервации, данных по производству крышек для домашнего консервирования в России.

Объем потребления овощных консервов в России в 2000 году оценивается в 1400 тысяч тонн, или 9,6 кг на человека в течение года. При этом около 1000 тысяч тонн консервов было употреблено в пищу россиянами дома, и остальное – вне дома.

Для сравнения уместно привести опубликованные данные по потреблению овощных консервов промышленного изготовления в США и Канаде. Так, в наиболее близкой к России по природно-климатическим особенностям Канаде в 1998 году потреблялось на человека 12,9 кг овощной консервации, включая соки. При этом интересно отметить, что этот уровень потребления в Канаде сохраняется относительно неизменным в течение по крайней мере последних 25 лет (В 1973 году он был даже несколько выше – 15 кг на чел.) Наряду с этим происходил постепенный рост уровня потребления свежих овощей (в течение 1973-1996 лет с 45 до 72 кг на человека) и замороженных овощей (в 1973-1997 годы с 2,9 до 5,9 кг на человека). Очевидно, что по достижении некоего оптимума потребления овощной консервации канадский потребительский рынок устремился к развитию и освоению новой перспективной ниши – замороженных овощей.

Житель США по статистическим данным 1995 года потребил за год около 50 кг консервирова;нных, 78,8 кг свежих и 36,6 кг замороженных овощей. Причем, как и в Канаде, уровень потребления овощных консервов практически не изменился за последние 25 лет, но вырос вдвое уровень потребления замороженных овощей.

По экспертным оценкам овощная консервация, произведенная промышленным способом, занимает в России около 40% объема рынка. Причем большая часть фабричных овощных консервов (~75%) употребляется через каналы общепита, как коммерческие, так и некоммерческие (например, в питании военнослужащих, больницах, в рационе детских учреждений и т.п.). Таким образом, российская картина потребления овощной консервации имеет ряд характерных особенностей, отличающих ее в сумме от картины потребления, например, в США или Канаде.

1. Отставание средних параметров потребления фабричных овощных консервов по сравнению с развитыми странами.

2. Преобладание в целом домашних заготовок в потреблении, особенно в потреблении сельского населения.

3. Преимущественное потребление домашних заготовок при питании дома.

4. Высокая доля нелегального импорта на рынке, соизмеримая по размеру с объемом легального.

Барабанова О.П.,

директор по маркетингу

ММЦ «Москва»

ОБСУДИТЬ эту статью на форуме

 Рейтинг@Mail.ru
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности