Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "ВАРНА"

Год основания: 2004 год
Руководитель: Герчев Герчо Анастасов

Наши аналитические статьи и обзоры
Анализ российского импорта и экспорта овощных консервов

Анализ российского импорта и экспорта овощных консервов

В 2001 году одной из общероссийских тенденций стало резкое увеличение объемов импорта. В первой половине прошлого года объемы импорта выросли более чем на 30%. И поставки овощных консервов не стали исключением. Объемы импорта овощных консервов продолжают расти, сохранив тенденцию, начавшуюся в 2000 году (см. рис.1). За девять месяцев 2001 года в Россию по данным Государственного таможенного комитета (ГТК) было импортировано 206 тысяч тонн овощных консервов (не включая соки, томатные соуса и пасты) на сумму 88,3 млн. долларов. Это на 22 % больше по сравнению с аналогичным показателем предыдущего 2000 года. В течение всего 2000 года в Россию было ввезено 228 тысяч тонн овощных консервов. Это на 40 % превышает показатель предыдущего 1999 года. При этом нужно учесть, что официальные данные таможенной статистики довольно слабо отражают истинную динамику и размеры ввоза импортной продукции в Россию, значительная часть (ориентировочно равная по объему легальному импорту) овощной консервации поступает в страну из-за рубежа нелегальным путем. Правительство разными мерами пытается противодействовать этому процессу, в частности подвергая корректировке таможенные пошлины. В 2001 году таможенные пошлины на овощные консервы были уменьшены с 20 до 15%.

Таблица 1. Динамика импортных поставок консервированных овощей в 1998-2000 годах (по данным ГТК), тыс. тонн.

К наиболее популярным овощным консервам, по-прежнему, относятся зеленый горошек и кукуруза, традиционно используемые российскими хозяйками для приготовления различных салатов. Но в последние годы их несколько потеснили консервированные оливки и маслины. Товарная структура официальных импортных поставок натуральных овощных консервов в 2000 году представлена на рис. 2. Если в 1999 году лидирующую позицию в структуре импорта занимал консервированный зеленый горошек (40%), то в 2000 году лидером стали консервированные маслины и оливки (66%). Действительно, консервированные маслины и оливки, несмотря на их относительно более высокую по сравнению с горошком и кукурузой цену, в последние годы быстрыми темпами стали завоевывать популярность у российских потребителей. Косвенно это подтверждается и данными последних опросов потребителей. Лидирующее место в потреблении покупных овощных консервов занимает зеленый горошек: 43,6% - по России, 64,4 – по Москве, 57,7% - по С-Петербургу. За ним следуют консервированная кукуруза, разнообразные соленья и оливки. Примечательно, что консервированные оливки потребляют 29,4% опрошенных московских семей, в то время как в России в целом и в С-Петербурге этот показатель существенно ниже и составляет соответственно 12,6 и 16,5%. Объяснение может быть и другим: можно предположить также, что часть зарубежных поставок консервированного горошка и кукурузы просто отошли «в тень», перейдя в сектор «нелегального импорта». Однако, по итогам 9 месяцев 2001 года соотношение вновь изменилось. Первое место поделили зеленый горошек и кукуруза (по 29%), на втором – маслины и оливки (14%). Что касается маринованной продукции, то тут первое место в последние годы принадлежит огурцам – 71% (9 месяцев 2001 года).

Безусловным лидером по ввозу овощных консервов в Россию в 2001 году, также как и в последние годы остается Венгрия – 44% от общего объема (см. рис. 3). На втором месте с очень большим отрывом находится Испания (8%), на третьем – Польша и Германия (по 7%). Однако если рассмотреть статистику импорта и экспорта овощной консервации по двум основным группам – консервы без использования уксусной кислоты (натуральные консервы, овощные смеси) и маринады, то распределение будет несколько иным.

Наибольшее количество натуральных овощных консервов по данным ГТК в 2000 году было ввезено из Венгрии (98,1 тыс. тонн и 23,7 млн. долл.), далее следовала Испания (16,9 тыс. тонн и 22,2 тыс. долл.), на третьем Польша (11,3 тыс. тонн и 7,2 тыс. долл.). Годом раньше, в 1999 году первое место по натуральным и стоимостным показателям также занимала Венгрия (18,5 тыс. тонн и 18,5 млн. долл.), а вторую позицию по натуральным показателям – Молдавия (11,7 тыс. тонн), третью - Испания (8,1 тыс. тонн). Однако по стоимостным показателям импорта в 1999 году вторую позицию занимала Польша (10,1 млн. долл.) и третью Молдавия (6,3 млн. долл.). По итогам 9 месяцев 2001 года на первом месте также Венгрия (65,4 тыс. тонн и 15,8 тыс. долл.), на втором – Испания (15,4 тыс. тонн и 7 тыс. долл.), на третьем – Польша (11,4 тыс. тонн и 17 тыс. дол).

Лидером в поставках консервированных овощных маринадов в 2000 году по данным ГТК была Молдавия (14,7 тыс. тонн и 5,6 млн. долл.), за ней следовали Венгрия (7,8 тыс. тонн и 2,0 млн. долл.) и Украина (5,0 тыс. тонн и 1,5 млн. долл.). В 1999 году самым крупным поставщиком маринованных овощей была Венгрия (19,8 тыс. тонн), Молдавия была на втором месте (11,9 тыс. тонн), на третьем Болгария (10,8 тыс. тонн). В стоимостном выражении рейтинг стран-поставщиков имел несколько другой порядок: Молдавия (5,7 млн. долл.), Венгрия (5,5 млн. долл.), Болгария (4,2 млн. долл.). По итогам 9 месяцев 2001 года на первом месте - Казахстан (55,9 тыс. тонн и 3,7 млн. долл.), на втором – Туркмения (18,5 тыс. тонн и 1,2 млн. долл.), на третьем – Украина (8,1 тыс. тонн и 3,1 млн. долл.).

В 2000 и 2001 годах лидерами по закупке овощных консервов являлись Москва и Московская область. На их долю приходится соответственно порядка 50% и 21% от всего объема ввозимых овощных консервов (по итогам 9 месяцев 2001 года). На третьем месте находится Санкт-Петербург – 20%.

В течение 9 месяцев 2001 года овощные консервы ввозили более 650 фирм и частных предпринимателей. Среди крупнейших по объемам закупок можно назвать такие московские фирмы как ООО «РЕАЛТОРГИМПОРТ», ООО «ФРИТО ЛЕЙ ДИСТРИБЬЮШН», а также две фирмы из Подмосковья - ООО «Храпуново», ООО «КРЕЛ-ИМПЕКС». Частными предпринимателями ввозится порядка 5% от общего объема.

Что касается упаковки, то для большей части овощной консервной продукции, импортируемой в Россию, используется железная банка. Порядка 70% консервов поставляется в железных банках, остальное – стекло.

Объемы российского экспорта овощных консервов незначительны по сравнению с объемами импорта. Так, за 9 месяцев 2001 года объем экспорта овощных консервов составил 3,1 тыс. тонн на сумму 2,9 млн. долларов. В 2000 году экспорт натуральных овощных консервов составил 3,1 тыс. тонн на сумму 1,6 млн. долларов, маринадов – 0,2 тыс. тонн на сумму 177,2 тыс. долларов. Наиболее крупные экспортные поставки, как натуральной овощной консервации, так и маринадов в 1999, 2000 и 2001 годы были направлены в Казахстан, являющийся крупнейшим российским торговым партнером из Ближнего Зарубежья. Также немалую долю от общего объема экспорта занимали поставки в Таджикистан, Монголию и Украину.

Большую часть продукции, которая идет на экспорт, составляют овощные смеси, консервированные без добавления уксуса или уксусной кислоты. По итогам 9 месяцев 2001 года их доля в общем объеме экспорта составила 34%. Второе место занимает консервированный горошек - 22%.

Примечание: в данной статье были рассмотрены 2001 и 2005 коды ТН ВЭД.

В статье были использованы: база данных Государственного таможенного комитета, база данных Государственного комитета по статистике РФ, данные исследования рынка консервированной овощной продукции, проведенном Межрегиональным маркетинговым центром «Москва» в октябре-ноябре 2001 года.

ОБСУДИТЬ эту статью на форуме

Ермошкина Полина,

эксперт-маркетолог, ММЦ «Москва» 2002 г., январь

 Рейтинг@Mail.ru
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности