Система ММЦ: Система межрегиональных маркетинговых центров
English English Italiano Italiano
О Системе ММЦ География Новости организации События СМИ о нас Контакты
Услуги

Развитие международного сотрудничества

Поиск и подбор партнеров в регионах

Маркетинговые исследования

Продажа готовых обзоров
Деловые миссии в регионы
Реестр конкурентоспособных предриятий
Базы данных

Предприятия

Деловые предложения

Инвестиционные проекты

Мероприятия

Реестр маркетинговых работ
Сервис портала

Визитные карточки

Создание сайта на нашем портале

Подписки
Справочная информация
Сведения о регионах
В помощь маркетологу
Региональные маркетинговые центры в Системе ММЦ
ММЦ "КАЛУГА"

Год основания: 1997 год
Руководитель: Крохина Марина Николаевна
Штатных сотрудников: 4 человека
Интервьюерская база: 50 человек

Наши аналитические статьи и обзоры
Обзор российского рынка обоев

Обзор российского рынка обоев

Обои - отделочный материал для внутренних стен (в редких случаях потолков), который обычно выпускается в виде рулонов. Обои бывают на бумажной, тканевой и полимерной (виниловые и другие обои) основе.
Обои были изобретены в Китае ранее 200 года до нашей эры в связи с изобретением рисовой бумаги. Китайские расписные обои высоко ценились во все времена, независимо от капризов моды и разнообразия вкусов. Образцы старинных расписных обоев и сегодня украшают стенды лучших музеев мира. В XVI-XVII веках значительный вклад в развитие обойного производства внесли французские ремесленники. С XVIII века стала широко известна продукция Лондонских цехов.
Основная функция обоев – декоративная. Обои наклеиваются на стены и закрывают собой погрешности стен, делая вид помещения более эстетичным и чистым. Обои влияют на весь декоративный вид помещения, а цвет обоев влияет на освещенность помещения. Еще одна функция обоев – это звукоизоляция. Для достижения подобного эффекта используются ворсистые материалы задерживающие звук, преимущественно это отходы текстильного производства (по материалам статьи «Обзор российского рынка обоев» http://www.stroyka.ru/market/Oboi_obzor/16525).
Классификацию обоев можно провести по нескольким признакам – по водостойкости, по виду поверхности, по материалу изготовления (рис. 1 и 2).

Основной формой классификации является различие обоев по материалу изготовления. Существуют следующие виды обоев:
1. Бумажные обои;
2. Виниловые обои;
3. Флизелиновые обои;
4. Стекловолоконные обои;
5. Текстильные обои;
Лидером на рынке бумажных обоев являются дуплексные обои. Бумажные дуплексные обои на Российском рынке представлены достаточно широко. Данный вид обоев на рынок поставляют как отечественные производители, так и зарубежные: АОЗТ «Московская обойная фабрика» (Россия), ОАО «Корюковская фабрика технических бумаг» (Украина, торговая марка «Славянские обои»), AS Creation, Erismann, Coswig, Marburg, Mohr, Rasch (Германия), Imperial Decor, Forbo Lancaster (Англия), Essef, Venilia (Франция).
Виниловые обои производятся в большом объеме на предприятиях г. Мытищи и г. Подольске (Московская обл.), на фабриках Белоруссии и Украины, а также странах Европы: Франции, Испании, Греции, Италии, Бельгии, Германии, Финляндии, Голландии. Флизелиновые обои на Российском рынке в большинстве своем представлены зарубежными фирмами, такими как Германия – Rasch, Mohr, Marburg, Erismann, Hastra и другие.
Обои из стекловолокна, так называемые стекловолоконные обои изготовляют из природного сырья – кварцевого песка, соды, доломита и извести. Такого вида обои ткутся как обычная ткань, так как в их основе лежит стекловолоконная нить. На поверхность таких обоев можно нанести любой рисунок методом выдавливания.
Текстильные обои – это бумажное полотно, которое ламинировано нитями из натуральных или смешанных волокон, или из натуральной ткани.
Так же существуют и много других видов обоев. Например, жидкие обои, обои из натуральных материалов, кварцевые фрески, керамические обои и др., однако в России они распространены не так широко как перечисленные выше.
По данным, предоставленным ABARUS Market Research выявлена следующая структура предложения обоев (см. диаграмму 1).

Диаграмма. 1

Судя по данным, представленным в диаграмме, в наибольшем объеме на рынке представлены виниловые обои, их доля составляет 32%. Стеклообои также широко представлены и их доля не многим меньше чем виниловых – 31%. Не много уступают виниловым и стеклообоям бумажные обои – их доля составляет 23%. На последнем месте по объемам предложения оказались текстильные обои они занимают 14%.
Рынок обоев в России является одним из наиболее динамично развивающихся в мире. Если в Европе потребление обойных покрытий постепенно снижается, так как на смену им приходят краска и штукатурка, то в России объем потребления обоев растет в среднем на 10-15% в год.
По данным опубликованным в Российском статистическом ежегоднике, в 2006 году было произведено 103,7 млн. кус. обойной бумаги, что выше уровня 2005 года на 12,4%. Данный рынок является достаточно привлекательным и поэтому тенденции к росту объемов производства будут продолжаться в течение последующих лет (по материалам статьи «Объем потребления обоев в России» http://www.giac.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=333300)
Данные Росстата говорят о том, что в настоящее время основное производство обоев сосредоточено на 9 предприятиях, тогда как в 2005-2006 годах их было 12-13.
Наиболее крупными отечественными производителями обоев являются: ОАО «Саратовские обои» с долей рынка в 2006 году 27,2%, ООО «КОФ Палитра» (Московская область) с долей рынка 20,3%, ООО «Эрисманн» (Московская область) с долей рынка 11,5%, ООО «Спектр» (Ростовская область) с долей рынка 8,6%, ЗАО «Туринский целлюлозно-бумажный завод» (Свердловская область) с долей рынка 8,1% в 2006 году и другие (см. диаграмму 2, по материалам статьи «Объем потребления обоев в России» http://www.giac.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=333300).

Диаграмма 2.

Существует несколько факторов, влияющих на стоимость обоев. Это такие факторы как:
√ Характеристика материала, из которого произведены обои;
√ Тип печати;
√ Используемые красители для нанесения цвета и рисунка;
√ Количество цветов нанесенных на обои;
√ Особенности тиснения и различные доработки рисунка
На российском рынке представлен широкий выбор самых разнообразных типов обоев, которые произведены как в России, так и зарубежном. Обои представленные на рынке с разным качеством и с разным диапазоном цен (см. рис. 3).

Рис. 3 Динамика цен российских производителей, руб./ усл. кус., 1999–2008 гг.

Цены производителей на обои ежегодно увеличиваются со средним темпом прироста 6 %. Можно предположить, что в 2009 году средняя цена производителей на обои составит более 18 рублей за усл. кус.
Надо заметить, что на российском рынке обоев большая доля принадлежит зарубежным производителям и с каждым годом их доля продолжает увеличиваться. В 2007 году импорт обоев в стоимостном выражении составил 220,8 млн. долл., а в натуральном выражении – 75,1 тыс. тон.
Рассмотрев структуру импорта по различным видам обоев, можно сделать вывод, что бумажные обои в России продолжают пользоваться повышенной популярностью. Их доля в общем объеме импорта за последние 5 лет практически не изменяется и составляет 20%, хотя с 2001 года значительно увеличился ввоз виниловых обоев в страну, потому как этот вид обоев в последнее время стал пользоваться популярностью, так как обладает лучшими потребительскими качествами. Их доля в последние годы составляет порядка 55 %.
К основным поставщикам обоев на российский рынок относятся Украина, Италия и Германия (см. диаграмму 3). В наибольшей мере на российском рынке обоев представлена продукция следующих зарубежных производителей:
 «Корюковская фабрика технических бумаг» (Украина, ТМ «Славянские обои»);
 ОАО «Белорусские обои»;
 ОАО «Гомельобои» (Белоруссия);
 AS Creation;
 Erismann, Coswig, Marburg, Mohr, Rasch (Германия);
 BG, Imperial Decor, Forbo Lancaster (Великобритания);
 Azcoaga (Испания);
 iana Parati, Limonta, Sirpi (Италия);
 EmilEssef, Venilia (Франция) (по материалам статьи «Российский рынок обоев» http://www.stroyka.ru/market/Oboi_obzor/16525)

Диаграмма 3.

В течение достаточно долгого периода времени наибольший объем обоев в Россию ввезла Украина. Доля Украины в 2004 – 2007 годах в общем объеме составляла 70%. Доля остальных стран поставщиков с общем объеме не превышает 15%.
В последнее время намечается тенденция увеличения роли Китая в импорте обоев в Россию благодаря низким ценам на них. В 2007 году на его долю пришлось 3 %.
Надо отметить, что объем экспорта отечественных обоев неуклонно растет, со средним темпом прироста с 2003 года около 18%. В 2007 году за рубеж было отправлено более 6,8 тыс. тонн обоев.
Основные страны, в которые экспортируются обои российского производства - это Украина, Казахстан, Таджикистан, Латвия, Литва и др.
На протяжении 4 лет с 2003 по 2007 года наблюдалось уменьшение объемов экспорта в Казахстан с 61% в 2003 году до 32% в 2007 году. Однако обратная ситуация наблюдается в доле экспорта на Украину. В тот же период с 2003 по 2007 год она увеличилась с 7% до 32%. Таким образом, доли поставок на Украину и в Казахстан в общем объеме экспорта уравнялись (по материалам статьи «Российский рынок обоев» http://www.stroyka.ru/market/Oboi_obzor/16525).
Надо отметить, что рынок обоев в России находится в постоянном росте. Это происходит из-за того, что с увеличением благосостояния российских граждан увеличивается спрос на жилье. Как известно 90% квартир продаются без внутренней отделки.
Рост потребления обоев на российском рынке составляет около 15% в год. По данным, предоставленным компанией «Амико», наиболее востребованным является рынок бумажных обоев. В структуре продаж его доля составляет порядка 65%. Второе место занимают виниловые обои, на их долю приходится примерно 29%. Доля стекловолоконных обоев составляет 5 %. Другие виды обоев в России пользуются небольшим спросом, их доля составляет 1 % (см. диаграмму 4). (По материалам статьи «Обзор Российского и Украинского рынка обоев» http://marketing.rbc.ua/news/15.05.2008/2038)

Диаграмма 4

Предпочтения Россиян по странам производителям делятся следующим образом. Одинаково ценятся обои немецких и белорусских производителей – их предпочитают 30 % потребителей. Высоким спросом пользуются и отечественные обои - 19,2% потребителей (см. диаграмму 5, по материалам статьи «Обзор Российского и Украинского рынка обоев» http://marketing.rbc.ua/news/15.05.2008/2038).

Диаграмма 5.

Эксперты отмечают, что прогнозировать дальнейшую ситуацию на данном рынке достаточно проблематично, так как динамика производства обоев с 2001 год носит волнообразный характер. Так в 2001 и 2002 годах был небольшой, но положительный прирост производства, а в 2003-2004 годах он стал отрицательным, причем падение было значительным (на 21% в 2004 году). Это сильно отразилось на динамике рыночных показателей. В следующие 2 года опять наблюдался прирост рынка, однако в 2007 году опять был спад. Такая неспокойная ситуация, вполне возможно, продлится также в следующие 2-3 года (по материалам статьи «Обзор Российского рынка обоев» http://www.price66.ru/news?rubric=10500&src=81 )

На основании изложенного можно сделать основные выводы по рынку обоев в России:
 В настоящее время данный рынок динамично развивается, с каждым годом его доля все больше увеличивается.
 Основная доля рынка обоев принадлежит зарубежным производителям, таким как Украина, Белоруссия, Германия, Италия.
 Цены на обои с каждым годом повышаются, все большей популярностью пользуются виниловые обои.
 Обои отечественного производства экспортируются в такие страны как Украина, Казахстан, Таджикистан, Латвия, Литва и др.
 На Российском рынке появляются обои производства Китай. Они пользуются популярностью из-за низкой цены.
 Наибольшим спросом у Россиян пользуются обои отечественного производства, Немецкие обои и обои, произведенные в Белоруссии.

 Рейтинг@Mail.ru
2003 - 2020 © НДП "Альянс Медиа"
Правила републикации
материалов сайтов
НП "НДП "Альянс Медиа"

Политика конфиденциальности